Старая версия сайта доступна по

Нормативная база

     «Школы здоровья» организуются в медицинских организациях (МО) приказом руководителя. В приказе руководителя МО утверждаются:

  • положение о «Школе»,
  • программа занятий,
  • график работы,
  • порядок и формы направления пациентов на обучение в «Школе»,
  • ответственные лица за организацию и выполнение этого вида медицинских услуг, статистические формы регистрации и учета,
  • закрепляется помещение для проведения занятий,
  • перечень оборудования.


     Цели «Школы»:

  • повышение приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений и рекомендаций повышение информированности пациента о заболевании и его факторах риска,
  • формирование ответственности у самого пациента за сохранение собственного здоровья,
  • формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию,
  • повышение знаний, умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья,
  • оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений,
  • формирование мотивации к оздоровлению,
  • изменение поведенческих привычек и факторов риска,
  • повышение авторитетности медицинских работников, как источника информации.


     Оснащение «Школы»:

  • весы,
  • ростомер,
  • сантиметровая лента,
  • средство контроля в зависимости от вида школы (тонометр, фонендоскоп, глюкометр, пикфлоуметр, гониометр, стетоскоп и т.п.),
  • калькулятор,
  • модуль и дневник пациента.


     Кто проводит занятия в Школе здоровья?

  • врачи-терапевты участковые,
  • врачи общей практики, семейные врачи
  • узкие специалисты,
  • фельдшеры,
  • медицинские сестры врачей терапевтов участковых и врачей общей практики,
  • медицинские сестры с высшим медицинским образованием,
  • медицинские сестры и врачи кабинетов (отделений) медицинской профилактики.

     Оптимальная численность пациентов в Школе здоровья 5-6 человек, с примерно одинаковой клинической картиной и стадией заболевания. Занятия проводятся в форме свободного диалога с пациентами.


     Примерная программа занятий:

  • Анатомия и физиология. Понятие о данном заболевании.
  • Факторы риска. Определение индивидуального риска по возможности развития заболевания и его осложнений. Обучение методам самоконтроля за своим состоянием.
  • Коррекция модифицируемых факторов риска (отказ от вредных привычек, нормализация веса и т.д.)
  • Рациональное питание. Адекватная физическая активность.
  • Медикаментозные и другие (хирургические, ортопедические и т.д.) методы лечения.

     Обычно образовательная программа “ Школы” рассчитана на 2-3 занятия по 1,5 – 2 часа.

 

     Нормативные документы, регламентирующие работу «Школ здоровья»

     Приказ МЗ РФ от 13 октября 2017 г. N 804н«Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» с изм. и доп. от: 12 июля 2018 г., 16 апреля 2019 г.

           В 04. 004.003 Школа для больных хроническим гепатитом

           В 04.012.001  Школа для пациентов с сахарным диабетом

           В 04.015.006  Школа для пациентов с врожденными пороками сердца

           B 04.023.003  Школа для больных с рассеянным склерозом

           B 04.023.004  Школа для больных с эпилепсией

           В 04.023.005  Школа для больных с гиперкинезами

           В 04.023.005  Школа для больных с болезнью Паркинсона

           В 04.014.001  Школа пациентов, инфицированных ВИЧ

           В 04.015.001  Школа для больных с артериальной гипертензией

           В 04.015.002  Школа для больных с сердечной недостаточностью

           В 04.025.001  Школа для пациентов, находящихся на гемодиализе

           В 04.025.003  Школа для больных, находящихся на перитонеальном диализе

           В 04.025.004  Школа для пациентов с хронической болезнью почек

           В 04.035.008  Школа психосоциальной адаптации для больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения и их родственников

           B 04.037.004  Школа для больных с муковисцидозом

           В 04.037.005  Школа для больных с туберкулезом

           В 04.037.003  Школа для больных с бронхиальной астмой

           В 04.040.001  Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника

           В 04. 058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста

           В 04.057.003  Школа для пациентов с трансплантированным органом

           В 04.070.001  Школа психологической профилактики для пациентов и родственников

           В 04.070.006  Школа по уходу за тяжелобольным

     –Приказ комитета по здравоохранению Администрации Амурской области от 11 ноября 2003г. № 114 «О совершенствовании работы органов и учреждений здравоохранения по вопросам медицинской профилактики на территории области»

     Главным врачам лечебно-профилактических учреждений области рекомендовано усилить профилактическую направленность в работ

     -Создать в 2003-2004 годах в лечебно-профилактических учреждениях области отделения (кабинеты) медицинской профилактики;

     -Принять меры к организации Школ больных сахарным диабетом, Школ больных бронхиальной астмой и других форм первичной и вторичной профилактики, исходя из реальных цифр заболеваемости на территории.

     Приложения к данному приказу:

     -Типовое положение об отделении (кабинете) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения.

     -Рекомендуемые штатные нормативы для отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений.

     -Типовое положение о Школе больных гипертонической болезнью.

     -Программа подготовки пациентов с гипертонической болезнью.

     –Приказ МЗ РФ № 765 от 07.12.05 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового» (п.6, Приложение 1)

     Врач-терапевт участковый:

  • формирует врачебный терапевтический участок из прикрепленному к нему населения,
  • осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни,
  • осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально-значимых факторов риска, организует и ведет школы здоровья,
  • изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий,
  • организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке,
  • осуществляет диспансерное наблюдение пациентов,
  • взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями,
  • ведет медицинскую документацию в установленном порядке,
  • анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.

     –Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»с изм.и доп. от: 9 апреля 2018 г.

     Приложение

     ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

     ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

     Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

     врач – терапевт участковый: организует и проводит школы здоровья, школы для больных и с факторами риска.

     м/с и врач общей практики (семейный врач): проводит занятия с группами пациентов по разработанным врачом методикам

     м/с участковая: организует и ведет Школы здоровья.

 

Приказ Минздрава России от 27.04.2021 N 404н“Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения” (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2021 N 64042)

Нормативная база